кью
yt
vk
tg
fb
ig
Что такое
Выкса

и как здесь возникла новая культура?
Что такое
                  Выкса и как здесь возникло современное искусство?
История Выксы – это десятки легендарных и известных всей стране людей. Братья Баташевы, генерал Шепелев, архитектор Горностаев. В 19 веке в Выксе работал над «Свадьбой Кречинского» драматург Сухово-Кобылин. Здесь, на Выксунском  металлургическом заводе, по проекту инженера Владимира Шухова построили сетчатые своды двоякой кривизны и гиперболоидную водонапорную башню — объекты культурного наследия, впечатляющие и сегодня.

У истоков «Выкса-фестиваля» – Объдинённая ОМК металлургическая компания и Выксунский завод, который вошел в состав ОМК в 1999 году. ОМК не всё равно, как живут, чем увлекаются и как себя чувствуют жители Выксы, где каждый четвёртый занят на её металлургическом производстве.
Вспоминает создатель фестиваля «Выкса-фестиваля» Ирина Седых:
«В Выксе много талантливой и активной молодёжи, молодых семей, и мы хотели, чтобы молодые люди не уезжали из Выксы, а город притягивал к себе творческую молодежь, чтобы сотрудники завода, выходя за проходную, попадали в современную и комфортную городскую среду. Не менее важным было отвлечь внимание подростков от вредных привычек и разнообразить досуг. И мы решили организовать фестиваль городской культуры».
Появление «Выкса-фестиваля» дало импульс трансформации и городского пространства, и сознания горожан. Идеи фестиваля рождаются благодаря совместному творчеству фонда «ОМК-Участие», Объединённой металлургической компании, команды фестиваля, администрации города и самих выксунцев, а фестиваль одинаково важен как для тех, кто его делает, так и для всех горожан.
Выкса —
моногород
с металлур-
гическим    
      заводом.
Выкса —
моногород
    с металлур-
    гическим    
             заводом.
60
тысяч жителей
200
км до Нижнего Новгорода
350
км до москвы
более
260
лет развития Металлургического производства
на заводе производят
стальные
колёса
для скоростных
 и грузовых    
  поездов
и трубы
для добычи
и транспортировки
нефти и газа.
Главные покупатели — внутри страны.
в 2010 году Ирина Седых и фонд
«ОМК-Участие»
решают
провести в Выксе фестиваль молодёжной городской культуры.
Местом проведения стали овраги центрального парка. Будущий фестиваль получает название «Арт-Овраг»
кураторы
Константин Гроусс и Дмитрий Алексеев

Впервые для многих выксунцев фестиваль открыл, что такое современная молодёжная культура во всём своём разнообразии. Организаторы первых фестивалей устраивали соревнования, выступления и мастер-классы по скейтбордингу, BMX, танцевальным битвам, аудиовизуальному искусству и граффити. В городе появилось большое количество арт-объектов, и Выкса стала напоминать галерею современного искусства под открытым небом. Здесь работали лондонский архитектор Томас Ньюджент, японская художница Маюко Огава, художник Мартин Шольт из Германии, немецкий граффитчик EVOL. Настоящими шедеврами украсил стены домов Выксы французский художник Филипп Боделок, создающий из тонких линий и геометрических фигур на темной, напоминающей ночное небо поверхности, рисунки животных, похожие на созвездия. С 2017 года организаторы фестиваля в рамках параллельной программы начинают активно привлекать жителей Выксы к сотворчеству уже не только в оформлении своих дворов, но и современном искусстве. Организаторам фестиваля – ОМК и фонду «ОМК-Участие» – очень важно, чтобы жители Выксы определяли, как будет развиваться фестиваль. 

кураторы
Константин Гроусс и Дмитрий Алексеев
Сказка о потерянном времени

Несколько великолепных работ создал в Выксе один из самых известных уличных художников – Паша 183. Граффити его авторства сделало знаменитой  выксунскую пятиэтажку, а «Сказка о потерянном времени» — первый мурал художника. К сожалению Паша-183, которогоThe Guardian и The Telegraph сравнивали с Бэнкси, умер в апреле 2013 года. В 2020 году во время работ на фасаде хрущевки этот рисунок был закрыт слоем утеплителя, но стараниями общественности «Сказку» восстановили. В Выксе сохранилась в неизмененном виде ещ одна его работа — «Мадонна».Кстати, прогулка между выксунскими домами требует времени. На их стенах можно обнаружить «Хороший урожай» Славы ПТРК из Екатеринбурга, работы Рустама Салемгараева из Казани, Андрея Abera из Барнаула и Марата Morika из Новосибирска.

кураторы
Константин Гроусс и Дмитрий Алексеев
Единорог

Единорог – геральдический знак основателей города и завода братьев Баташёвых. В Выксе братья Баташевы оказались после того, как императрица Елизавета Петровна в 1754 году издала указ о закрытии всех железоделательных предприятий в радиусе двухсот вёрст от Москвы. В этот список попали и заводы оружейников в третьем поколении, Андрея и Ивана Баташёвых. Их заинтересовали леса и залежи руды в бассейне реки Оки: Баташёвы построили здесь почти два десятка железоделательных заводов. В конце 18 века предприятия братьев Баташевых производили около 40% чугуна, выплавляемого в европейской части России, поставляли пушки и другое оружие для российской армии, выпустили трубы для первого в истории России Мытищинского водопровода в Москву и подарили монументальные фигуры для Триумфальной арки, построенной в честь победы России над Наполеоном. Но в какой-то момент между братьями произошла размолвка, и один из них, Андрей, уехал в Гусь-Железный. Там появился город-близнец Выксы. Но сегодня от заводов Андрея не осталось и следа, а завод в Выксе пережил все исторические катаклизмы. В самое непростое время был опорой страны, а сегодня – это одно из крупнейших металлургических предприятий европейского континента. Узнав эту историю, художник из Венгрии, Габор Миклош Сёке, решил создать в Выксе свою версию геральдического символа братьев Баташёвых. Хотя сначала планировал работу над совсем другим объектом. Две недели художник и волонтёры трудились в городском парке над шестиметровым деревянным единорогом, который стал одним из самых узнаваемых объектов «Выксы | Арт-Оврага» .

кураторы
Олег Шапиро, Wowhaus
Арт-дворы

Новая концепция – «Выход к людям» – дала возможность активным выксунцам стать сотворцами облика родного города. Одним из инструментов развития творческого потенциала горожан и активизации диалога власти и населения стало архитектурное направление фестиваля – «Арт-Двор», которое появилось в 2014 г. Арт-двор – это пример сотворчества выксунцев, фонда «ОМК-Участие» и кураторов фестиваля, первый опыт соучастного проектирования в Выксе. До этого жители даже не задумывались, что могут стать инициаторами изменений пусть небольших, но вполне весомых общественных пространств. У них не было опыта самостоятельной работы с пространством, поиска финансирования, выстраивания отношений с администрацией и поиска партнёров  и единомышленников. Желание участвовать в проекте выразили более 70 дворов. Кураторы арт-дворов – архитекторы и урбанисты вместе с жителями преобразовали 11 общественных пространств, а еще – сформулировали алгоритм решения некоторых городских проблем. На основе этого опыта фонд «ОМК-Участие» создал и выложил в открытый доступ руководство по соучастному проектированию (https://omk.ru/press/sozday_svoy_gorod.pdf). Реализация творческого потенциала горожан – одна из целей фестиваля «Выкса | Арт-Овраг» и программа «Арт-Двор» стала первым инструментом этого. Именно арт-дворы в некоторой степени предопределили дальнейшую трансформацию фестиваля.

кураторы
Олег Шапиро, Wowhaus
Арт-дворы

Новая концепция – «Выход к людям» – дала возможность активным выксунцам стать сотворцами облика родного города. Одним из инструментов развития творческого потенциала горожан и активизации диалога власти и населения стало архитектурное направление фестиваля – «Арт-Двор», которая появилась в 2014 г. Арт-двор  – это пример сотворчества выксунцев,  фонда «ОМК-Участие» и кураторов фестиваля, первый опыт соучастного проектирования в Выксе. До этого жители даже не задумывались, что могут стать инициаторами изменений пусть небольших, но вполне весомых общественных пространств.  У них не было опыта самостоятельной работы с пространством, поиска финансирования, выстраивания отношений с администрацией и поиска партнеров  и единомышленников. Желание участвовать в проекте выразили более 70 дворов. Кураторы арт-дворов — архитекторы и урбанисты  вместе с жителями преобразовали 11 общественных пространств, а еще — сформулировали алгоритм решения некоторых городских проблем. На основе этого опыта фонд «ОМК-Участие» создал и выложил в открытый доступ руководство по соучастному проектированию (https://omk.ru/press/sozday_svoy_gorod.pdf). Реализация творческого потенциала горожан – одна из целей фестиваля «Выкса | Арт-Овраг» и программа «Арт-Двор» стала первым  инструментом этого. Именно арт-дворы в некоторой степени предопределили дальнейшую трансформацию фестиваля.

кураторы
Олег Шапиро, Wowhaus
Арт-дворы

Новая концепция – «Выход к людям» – дала возможность активным выксунцам стать сотворцами облика родного города. Одним из инструментов развития творческого потенциала горожан и активизации диалога власти и населения стало архитектурное направление фестиваля – «Арт-Двор», которая появилась в 2014 г. Арт-двор  – это пример сотворчества выксунцев,  фонда «ОМК-Участие» и кураторов фестиваля, первый опыт соучастного проектирования в Выксе. До этого жители даже не задумывались, что могут стать инициаторами изменений пусть небольших, но вполне весомых общественных пространств.  У них не было опыта самостоятельной работы с пространством, поиска финансирования, выстраивания отношений с администрацией и поиска партнеров  и единомышленников. Желание участвовать в проекте выразили более 70 дворов. Кураторы арт-дворов — архитекторы и урбанисты  вместе с жителями преобразовали 11 общественных пространств, а еще — сформулировали алгоритм решения некоторых городских проблем. На основе этого опыта фонд «ОМК-Участие» создал и выложил в открытый доступ руководство по соучастному проектированию (https://omk.ru/press/sozday_svoy_gorod.pdf). Реализация творческого потенциала горожан – одна из целей фестиваля «Выкса | Арт-Овраг» и программа «Арт-Двор» стала первым  инструментом этого. Именно арт-дворы в некоторой степени предопределили дальнейшую трансформацию фестиваля.

кураторы
Юлия Бычкова и Антон Кочуркин
Арт-плоты и параллельная программа

В Выксе находится уникальная гидросистема – каскад рукотворных прудов, они когда-то давали энергию для работы заводских машин. И фестиваль начинает осваивать эти водные пространства, перенеся арт-объекты на воду Верхневыксунского пруда. Арт-флотилию строят российские и зарубежные художники и архитекторы. Четыре плота создали дизайн-бюро Wowhaus, арт-группа «Алыча», художник Леонид Тишков и француз Жан-Филипп Пуаре-Виль, а пятый – жительница выксы. Студентка Екатерина Кулева стала победительницей конкурса «Плот мечты». Её проект плота в виде огромной прищепки с крыльями жюри конкурса выбрало из 54 заявок от выксунцев. И по сей день плоты плавают на пруду – они переданы в пользование городу и во время фестивалей желающие могут прокатиться на них. 
С 2017 года организаторы фестиваля в рамках параллельной программы начинают активно привлекать жителей Выксы к сотворчеству уже не только в оформлении своих дворов, но и современном искусстве. Организаторам фестиваля – ОМК и фонду «ОМК-Участие» – очень важно, чтобы жители Выксы определяли, как будет развиваться фестиваль. 

арт-резиденция

Организаторы фестиваля открыли в Выксе  арт-резиденцию, которая с 2017 года приняла более 40 художников. Среди них – Гоша Острецов, Иван Горшков, Владимир Абих, Хаим Сокол

«Эволюция-2»

На фасаде промышленного комплекса «Стан-5000» Выксунского завода ОМК появляется самый большой в мире настенный рисунок, выполненный одним художником – «Эволюция-2». Мурал современного художника Миши Most занимает 10 800 квадратных метров. На создание «Эволюции-2» ушло несколько тонн краски и грунта. На международный конкурс по созданию этого мурала пришли 260 заявок из 34 стран, в том числе из Японии, Австралии и Латинской Америки. Конкурс объявил выксунский завод ОМК в честь своего 260-летия. С этой росписи берет начало промышленный туризм на завод ОМК в Выксе. Сегодня посещение «Эволюции» — в обязательной программе всех российских и зарубежных гостей Выксы, которые едут сюда, чтобы увидеть современное металлургическое производство и муралы Индустриального стрит-арт-парка, а фрагменты росписи напечатаны даже на электронных ключах от номеров в выксунской гостинице.

кураторы
Юлия Бычкова и Антон Кочуркин
Страсти по Мартену

25 марта 2018 года в Выксе останавливают последнюю в России крупную мартеновскую печь. Более 150 лет сталь во всем мире производят именно в печах конструкции французского металлурга-инженера Пьера Мартена. Но вот – сменяется технологическая эпоха, мартеновская технология устаревает. И чёрной металлургии всего мира нужно в прямом смысле слова попрощаться с прошлым. Прощание происходит на фестивале «Выкса | Арт-Овраг». Перформанс «Страсти по Мартену» поставила звездная команда – лауреаты или номинанты «Золотой Маски». Режиссер Анна Абалихина, композитор Алексей Сысоев, драматург Екатерина Бондаренко, художник Ксения Перетрухина и куратор проекта Юрий Муравицкий создали работу из пяти частей, каждая из которых так или иначе рифмовалась с процессом производства стали, а в хореографическом рисунке проявлялись траектории движения сталеваров. В финале состав с остывающей сталью уезжал в открытые ворота, а мимо зрителей плыли вагоны с молодыми с деревьями. Перформанс получил государственную премию в области современного искусства «Инновация-2019» и гран-при независимой премии им. Сергея Курёхина в области современного искусства. 

Всё это не сон

Художник Тимофей Радя скрывает лицо и сторонится публичности. Это он – тот человек, который придумал объекты-надписи «Тебя видно» на крыше в Екатеринбурге или «Я бы обнял тебя, но я просто текст». В Выксе Раде предложили поработать с местом «с плохой репутацией». Так называемая «Посадка» появилась около ста лет назад. До этого здесь были дудки – ручные шахты глубиной 15 метров, откуда добывали болотную руду. Потом их засыпали, а чтобы укрепить землю, посадили сосны. Днём в «Посадке» гуляли с колясками. А с наступлением сумерек здесь собирался не самый мирный контингент. Сегодня «Посадка» превратилась в приятное и популярное место для прогулок в любое время суток, парк благоустроили, проложили дорожки, установили фонари. Световая инсталляция «Всё это не сон» до сих пор – один из самых узнаваемых объектов Выксы и одна из самых знаменитых работ Тимофея Ради.

кураторы
Юлия Бычкова и Антон Кочуркин
Страсти по Мартену

25 марта 2018 года в Выксе останавливают последнюю в России крупную мартеновскую печь. Более 150 лет сталь во всем мире производят именно в печах конструкции французского металлурга-инженера Пьера Мартена. Но вот – сменяется технологическая эпоха, мартеновская технология устаревает. И черной металлургии всего мира  нужно в прямом смысле слова попрощаться с прошлым. Прощание происходит на фестивале «Выкса | Арт-Овраг». Перформанс «Страсти по Мартену» поставила звездная команда — лауреаты или номинанты «Золотой Маски». Режиссер Анна Абалихина, композитор Алексей Сысоев, драматург Екатерина Бондаренко, художник Ксения Перетрухина и куратор проекта Юрий Муравицкий создали работу из пяти частей, каждая из которых так или иначе рифмовалась с процессом производства стали, а в хореографическом рисунке проявлялись траектории движения сталеваров. В финале состав с остывающей сталью уезжал в открытые ворота, а мимо зрителей плыли вагоны с молодыми с деревьями. Перфоманс получил государственную премию в области современного искусства «Инновация-2019» и гран-при независимой премии им. Сергея Курехина в области современного искусства. 

Все это не сон

Художник Тимофей Радя скрывает лицо и сторонится публичности. Это он — тот человек, который придумал объекты-надписи «Тебя видно» на крыше в Екатеринбурге, или «Я бы обнял тебя, но я просто текст».В Выксе Раде предложили поработать с местом «с плохой репутацией». Так называемая «Посадка» появилась около ста лет назад. До этого здесь были дудки — ручные шахты глубиной 15 метров, откуда добывали болотную руду. Потом их засыпали, а чтобы укрепить землю, посадили сосны. Днем в «Посадке» гуляли с колясками. А с наступлением сумерек здесь собирался не самый мирный контингент. Сегодня «Посадка» превратилась в приятное и популярное место для прогулок в любое время суток, парк благоустроили, проложили дорожки, установили фонари. Световая инсталляция «Все это не сон» до сих пор — один из самых узнаваемых объектов Выксы и одна из самых знаменитых работ Тимофея Ради.

артистический директор
Федор Павлов-Андреевич
Город удивительных людей

В 2020 году из-за пандемии в Выксе был объявлен карантин. Фестиваль трансформировался в проект временного медиа – «Город удивительных людей (ГУЛ)» по поддержке людей на самоизоляции. В проекте лучшие эксперты страны вместе с жителями Выксы в видеоформате рассказывали, как пережить карантин и самоизоляцию с меньшими потерями для себя. Ведущими и участниками онлайн-программ были известные культурные и общественные деятели, психологи, врачи – более 120 экспертов из самых разных сфер. Среди них городской блогер Илья Варламов и актрисы Юлия Пересильд, Инна Чурикова и Ирина Пегова, писатель Михаил Зыгарь и автор кулинарных книг Ника Белоцерковская, политолог Сергей Медведев и телеведущая Татьяна Лазарева и многие другие. Карантин в Выксе длился шесть недель, всё это время «ГУЛ» осуществлял ежедневное вещание.

Сезон Эрика Булатова в Выксе

Осенью 2020 года в Индустриальном стрит-арт-парке Выксунского завода ОМК появилась самая большая живописная работа основателя соц-арта. За 20 дней шесть художников нанесли на стену трубоэлектросварочного цеха Выксунского металлургического завода  рисунок, соединяющий две важных работы Булатова – знаменитую картину «Стой – Иди» и сравнительно недавний «Амбар в Нормандии». На её открытие 87-летний Эрик Булатов, легенда совриска, специально прилетел в Выксу из Парижа.

артистический директор
Федор Павлов-Андреевич
Полная выксунизация

Программа десятого, юбилейного фестиваля была построена на сотрудничестве выксунцев и наиболее ярких деятелей новой культуры, она открыла новые возможности для творчества и образования. «Мы создаём в Выксе сообщество горожан, которые вместе с нами меняют город к лучшему», – отметила создатель фестиваля, председатель попечительского совета фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых. Фестиваль, в первые годы меняющий городской контекст прежде всего с помощью стрит-арта, сегодня стал делать ставку на масштабные программы, создаваемые лучшими современными художниками при непосредственном участии горожан. Принципиально новое решение этого года – идея так называемой «выксунизации». Теперь художники и герои, важные для современной культуры, не просто приезжают в Выксу на гастроли, а проводят в городе минимум две-три недели. Их впечатления от жизни в городе становятся основой для художественных проектов. Это решение – логичное развитие идеи фестиваля, который делается совместно. Сейчас «Выкса | Арт-Овраг» – это не только его команда, но и горожане, в которых на какое-то время превращаются и приезжие художники. Например, в шоу «Упсала-цирка» из Санкт-Петербурга вместе с профессиональными артистами выступили 40 выксунцев: спортсмены, байкеры, стритрейсеры, кузнецы, рэперы и участники хора ветеранов. Они соединили в своём шоу акробатику, кик-скутинг, трюки на BMX, автотюнинг, музыкальные биты и брейк-данс. В Выксе состоялась резиденция классика современной литературы Людмилы Петрушевской, работал фотограф-бытописатель с Дмитрий Марков. Презентовали и принципиально новые проекты – школу уличной фотографии и фольклорную экспедицию при участии дуэтов Zventa Sventana и АИГЕЛ.

«По углам», «По домам», «По водам»

Режиссёр Андрей Маник создал краеведческие променады и предложил участникам фестиваля изучить город с самых разных сторон и ответить на вопрос «Что такое Выкса?». В роли экскурсовода выступил Фёдор Павлов-Андреевич, а актёрами стали жители Выксы. Зрители-участники оказывались в гостях в домах и квартирах коренных выксунцев, где их ждал накрытый стол и невыдуманные истории. Любовь и расставания, притчи из жизни командировочных, интересные увлечения и дивные местные обычаи – спектакль-поход предложил палитру событий из далёкого и недавнего прошлого. 

Пустой пьедестал

На фестивале презентовал свою работу всемирно известный американский архитектор Чарльз Ренфро, соавтор парка «Зарядье» в Москве. По задумке автора, «Пустой пьедестал» станет местом, где известные художники со всего мира смогут представлять свои работы. А создаваться эти работы будут также в соавторстве с местными жителями.  Первой скульптурой на «Пьедестале» стала работа «Открытая балалайка» бразильской современной художницы Вивиан Каккури. Скульптуры, которые будут впервые презентованы на «Пустом пьедестале», в дальнейшем отправятся в скульптурный парк в «Посадке».

Триоратория

Музыкально-пространственный перформанс – выступление нескольких хоров: возрождённого к фестивалю большого выксунского хора, московского «Хроноса» Евгения Скурата и выксунского детского хора. Каждый из трёх мотетов написан под впечатлением от архитектурных объектов. Первое произведение – мотет Nuper rosarum flores средневекового бельгийского композитора Гийома Дюфаи, написанный к торжественной церемонии освящения нового флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Второй мотет «Без названия» создан живым классиком русской музыки Владимиром Мартыновым как ответ Дюфаи – под впечатлением от Шуховской башни в Выксе. Третье произведение – пьеса «Из понятного», её написал композитор и математик Дмитрий Баженов. Она связана с впечатлениями автора от чертежей архитектора Чарльза Ренфро к его работе «Пустой пьедестал»,  созданной в Выксе к фестивалю. Акапельное пение выксунского хора усилили идиофоны – редкие инструменты, изготовленные из стали выксунского завода ОМК под руководством исследователя современной музыки Петра Айду. Художником и режиссёром «Триоратории» выступила Катя Бочавар, хормейстером Андрей Котов, автор идеи – историк музыки Ксения Ануфриева.

* * * В 2021 году гостями фестиваля стали около 16 тысяч человек. Фестиваль представил широкой публике результаты сотворчества российских и зарубежных художников, музыкантов и режиссёров с Выксой и его жителями. По итогам социологического опроса более 70% посетителей отметили, что точно придут на фестиваль в 2022 году.

создатель
Ирина Седых
председатель
попечительского совета фонда «ОМК-Участие»
команда
фёдор павлов-андреевич
артистический директор фестиваля
Александр Кастравец
советник председателя совета директоров ОМК
Юлия Мишина
генеральный директор фонда «ОМК-Участие»
Инна Манчева
руководитель социокультурных проектов фонда «ОМК-Участие»
Александр Барыков
управляющий директор Выксунского завода ОМК
Илья Фимин
пиар-партнёр выксунского завода ОМК
Инга Ачкасова
менеджер фонда «ОМК-Участие»
Мария Курносова
директор по бренду, коммуникациям и КСО ОМК
Павел Таран
руководитель направления стратегический коммуникаций ОМК
Ирина Скобелева
руководитель проектов фонда «ОМК-Участие»
Владимир Кочетков
глава местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области
Игорь Пономарев
первый заместитель главы администрации
Екатерина Козерадская
руководитель проектов фонда «ОМК-Участие» в Выксе
Оксана Габдрахимова
заместитель главы администрации
Оксана Мартынюк
менеджер фонда «ОМК-Участие»
Надежда Темник
начальник управления информационной политики
Артем Калашьян
генеральный продюсер
Анна Николаева
pr-менеджер
Ника Абдурагимова
исполнительный продюсер
Нина Дымшиц
директор по коммуникациям
Оксана Ситчук
продюсер проектов в сфере паблик-арт
Галина Галеева
продюсер детской программы
Анастасия Харабиберова
продюсер театральной программы
Яна Сидикова
продюсер проектов в сфере паблик-арт
Дарья Вернер
продюсер музыкальной программы
Анна Грунина
агентство Marka
Анна Марлиони
менеджер по логистике
Татьяна Остроглазова
pr-менеджер
Софа Кругликова
pr-менеджер
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.